Толстой считал, что создание устойчивой системы образования в Российской империи повысит как уровень развития народа, так и государства в целом. Желая сделать переворот в педагогике, граф в возрасте 31 год открыл в своём родовом имении Ясная Поляна первую школу для крестьянских детей.
Перед этим важным событием писатель посетил несколько западных учреждений и остался недоволен увиденным: дети бездумно заучивали материал, постоянно молились и получали телесные наказания от учителей. Европейские стандарты не отвечали педагогическим взглядам Толстого, основанным на гуманистических идеалах и принципе свободы. Вернувшись в Россию, он стал обучать крестьянских детей так, как считал нужным.
В учебном заведении графа не было звонков, учебных планов, наказаний за неуспеваемость, оценок и домашних заданий. Лев Николаевич разбил день на две части: занятия с педагогом и деятельность по интересам. При этом ученики сами решали, когда и куда они пойдут. Занятия проводились литератором и его знакомыми. Возникает ощущение, что ученики постоянно прогуливали школу, но это не так: ребята с удовольствием приходили на уроки. И мы их понимаем: занятия часто проводились на природе с играми и занимательными упражнениями. Однако эксперимент длился недолго: власти не хотели, чтобы где-то велось обучение не по государственным стандартам, поэтому через полтора года школу закрыли.
Вклад Толстого в педагогику не ограничивался открытием одного учебного заведения. По его инициативе заработали более двадцати школ по всей Тульской губернии, а также издавался педагогический журнал «Ясная поляна». Литератор разработал учебные программы, написал множество статей по воспитанию и обучению детей.
Писатель был уверен, что фундаментом педагогической деятельности является личность ученика, его интересы и стремления. Именно поэтому в ребёнке нужно развивать и интеллектуальные способности, и творческое начало. По мнению графа, в процессе обучения человек должен не просто впитывать преподнесённую информацию, а наращивать жизненный опыт и постигать вечные ценности. Он подчёркивал, как важно раскрыть потенциал ученика. Например, при правильном подходе учителей из крестьянского ребёнка может вырасти государственный деятель.
Наша редакция собрала установки Льва Николаевича, которые способствуют продуктивной учёбе:
- дружная атмосфера в учебном заведении=ходим на мероприятия, общаемся с одногруппниками;
- объединение интеллектуального и физического развития=не пропускаем пары по физической культуре, занимаемся на тренажёрах;
- творческий подход к обучению=создаём проекты;
- крепкая связь основной программы с внеурочными занятиями=участвуем в семинарах и конференциях.
Думаем, что Толстой занял бы почётное место среди преподавателей ВИВТ, ведь его педагогические идеи доказали всему миру, что обучение – это не только тяжёлый труд, но и увлекательное времяпрепровождение, которое приносит вдохновение и радость.
В статье использованы фотографии с портала: culture.ru
Представленная информация и изображения используются в общественных, образовательных, научных и культурных целях.
объявлен Годом педагога и наставника